Обзор последних изменений налогового законодательства

Обзор последних изменений налогового законодательства 2012

1. Общие положения. Налоговый контроль и взаимодействие с налогоплательщиками. Изменения 2012

1.1. Контролируемые сделки. Трансфертное ценообразование. Соглашения о ценообразовании. Взаимозависимые лица. Проверка полноты исчисления и уплаты налога

Краткое описание. Комплексные изменения. Максимальное ограничение применения ст. 20 и 40 НК РФ. Новая глава 14.4 НК РФ. Значительное расширение количества оснований для признания лиц взаимозависимыми. Проверка полноты и исчисления уплаты налога в связи с исполнением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашения о ценообразовании.

С 01.01.2012 года статьи 20 и 40 НК РФ будут применяться исключительно к сделкам, если доходы и (или) расходы её участников, возникшие в результате исполнения сделки, признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 31 декабря 2011 года включительно. Иными словами, определение цены сделки по действующим до 2012 года правилам станет возможно лишь в том случае, когда по меньшей мере одна из сторон гражданско-правовой сделки является организацией, применяющей в соответствующей ситуации общий режим налогообложения или упрощённую систему налогообложения «доходы минус расходы» и при условии возникновения расходного обязательства или дохода до 31.12.2011.

Вводится в действие глава 14.4 НК РФ, посвящённая контролируемым сделкам, в частности, между взаимозависимыми лицами. Увеличилось количество оснований признания лиц взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), появилась возможность добровольного признания факта взаимозависимости лицами, особенности отношений между которыми могут повлиять на условия и (или) результат совершенных сделок (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). Сохранилась возможность признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения судом при установлении описанного в п. 1 ст. 105.1 НК РФ характера взаимоотношений между лицами.

Вводится новый вид налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). В рамках мероприятия налогового контроля могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Даётся определение идентичного товара (работы, услуги), однородного товара (работы, услуги) — п. 6, 7 ст. 38 НК РФ. Отметим, что в целях налогообложения имущественные права являются категорией, отличной от товара. Термины необходимы в том числе при применении методов определения цены для целей налогообложения сделок, подлежащих контролю.

Любое доначисление налога, обязанность по уплате которого возникла в результате мероприятия по контролю сделок между взаимозависимыми лицами, будут осуществляться лишь в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

О контролируемых сделках подробнее см. Постатейный комментарий к разделу V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» (Лермонтов Ю.М.), Новые принципы определения цен для целей налогообложения. Комментарий к главам 14.1-14.6 Налогового кодекса РФ (Борисов А.Н.)

1.2. Консолидированная группа налогоплательщиков. Ответственный участник консолидированной группы. Налог на прибыль организаций

Краткое описание характера изменений. Совершенствование администрирования и налогового контроля. Появление нового субъекта налоговых правоотношений (правовая фикция). Новая глава 3.1 НК РФ.

Вводится институт «коллективного налогоплательщика» — «консолидированной группы» — в целях уплаты налога на прибыль организаций. Возможность облегчения администрирования исчисления и уплаты налога на прибыль организаций связана с необходимостью заключения не менее чем на два налоговых периода договора между будущими участниками, отвечающими квалификационным требованиям (ст. 25.2 НК РФ), в частности, к доле прямого и косвенного участия в капитале друг друга, совокупной величине уплачиваемых налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых. Договор подлежит регистрации в налоговом органе. Условия о порядке изменения договора, предусмотренные ст. 25.4 НК РФ, являются обязательными. Договор может быть досрочно расторгнут по инициативе сторон.

От имени консолидированной группы действует ответственный участник, который является законным представителем каждого из участников группы (кроме самого себя) в части налоговых правоотношений, упомянутых в подпунктах 1-4 п. 4 ст. 29 НК РФ. Договор может предусматривать и более широкие полномочия ответственного участника как представителя другого лица в налоговых правоотношениях.

Подробнее см. Лермонтов Ю.М. Комментарий к Федеральному закону от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»

1.3. Информирование о применении корпоративного электронного средства платежа

Краткое описание характера изменений. Совершенствование налогового контроля. Пункт 2 ст. 23 НК РФ дополнен подпунктом 1.1.

Юридическое лицо или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью (индивидуальный предприниматель), обязаны сообщить в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (месту жительства) о возникновении или прекращении возможности применения электронного средства платежа («корпоративного электронного средства платежа»). Иными словами о появлении (прекращении использования) «электронного кошелька» организации (индивидуального предпринимателя) в соответствующей платёжной системе, то есть о заключении (расторжении) договора с оператором платёжной системы, необходимо сообщить в течение семи дней с момента возникновения результата упомянутых действий. Отметим, что возможность существования «корпоративного электронного средства платежа» (термин из п. 7 ст. 10Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе») как способа получения, перечисления денежных средств, находящихся при превышении эквивалента 100,000 рублей на банковском счёте (если сумма в иностранной валюте, то допускается превышение из-за изменения официального обменного курса) появилась в октябре 2011 года.

В то же время нотариусам и адвокатам, которые также могут пользоваться «корпоративным средством платежа», обязанность информировать налоговый орган не установлена.

1.4. Сведения, составляющие налоговую тайну

Краткое описание характера изменений. Уточнение терминологии. Подпункт 1 пункта 1 ст. 102 НК РФ в новой редакции.

Налоговой тайной не являются общедоступные сведения, в том числе ставшие общедоступными с согласия налогоплательщика. Ранее налоговой тайной не являлись сведения, разглашённые налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Формулировка стала более точной, позволяющей отнести конфиденциальную переписку, в составе которой налогоплательщик сознательно приводит сведения о себе, к закрытой информации.

См. О налоговой тайне (К.И. Юсупов, «Налоговая проверка», N 1, январь-февраль 2012 г.)

1.5. Ответы Минфина России на запросы ФНС

Краткое описание характера изменений. Техническая редакция. Уточнение пункта 1 ст. 34.2 НК РФ.

С 2012 года Минфин России даёт письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах также и по запросам налоговых органов, а также ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (видимо, по вопросам налогообложения прибыли организаций). До января 2012 года НК РФ прямо не предусматривал обязанности Минфина России разъяснять применение законодательства о налогах и сборах иным, кроме налогоплательщика и налогового агента, субъектам правоотношений. В то же самое время разъяснения Минфина России были обязательны для применения налоговыми органами и ранее (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

1.6. Уплата налога с помощью «электронных денег»

Краткое описание характера изменений. Увеличение способов уплаты налога. Изменения в ст. 45, 46, 48 НК РФ.

Появление правового регулирования в сфере «электронных платёжных средств» (в том числе «корпоративного электронного средства платежа») создало возможность уплаты налога, взыскания задолженности организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц с помощью этого инструмента расчётов.

Исполнение обязанности физического лица по уплате налога при применении «электронных денег» возникает с момента передачи поручения на перечисление при условии достаточности денежных средств, ассоциированных с таким средством платежа (банковский счёт, «счёт» в платёжной системе) — пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ.

При взыскании недоимки с физического лица, которая осуществляется в судебном порядке, за счёт его имущества происходит в первую очередь с счёта в банковской организации или с электронного средства платежа (п. 1, пп. 1 п. 5 ст. 48 НК РФ).

1.7. Последствия нарушения обязанности банка информировать об использовании электронных денег

Краткое описание характера изменений. Ответственность за правонарушение. Обеспечение исполнения обязанностей, связанных с информированием налоговых органов. Ст. 135.2 НК РФ

Вводится новый состав административного правонарушения, связанный с ненадлежащим соблюдением банковской организацией процедур, относящихся к использованию клиентами банков и (или) операторов платёжных систем электронных платёжных средств.

Читайте также:  Единый налог на вмененный доход

 

2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Изменения 2012

2.1. Форма счёта-фактуры. Журнал учёта счёт-фактур. Книга покупок и книга продаж

Краткое описание характера изменений. Обновлена форма счёта-фактуры, появились корректировочный счёт-фактура, новая форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, новая форма книги покупок, новая форма книги продаж, а также правила их заполнения.

Форма счёта-фактуры приведена в соответствие со ст. 169 НК РФ, с вступлением в силу постановления Правительства России от 26.12.2011 года N 1137 завершается переходный период, предусматривавшийся п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 года N 229-ФЗ. Постановление Правительства России от 26.12.2011 года N 1137 вступит в силу через семь дней после официального опубликования, то есть исходя из наиболее раннего по дате появления в составе печатных номеров «Собрания законодательства» или «Российской газеты», возможное появление на сайте pravo.gov.ru, наиболее вероятно, исходя из формулировки соответствующего федерального закона, допускающего возможность опубликования и в электронной форме, не будет считаться официальным опубликованием.

Утверждена обновлённая форма счёта-фактуры, форма корректировочного счёта-фактуры, форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, формакниги покупок, форма книги продаж, а также правила их заполнения. ФНС России своим приказом от 30.01.2012 года N ММВ-7-6/36@ утвердила электронный формат счёта-фактуры и электронных документов, формируемых для подтверждения различных стадий передачи по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.

Отметим, что Минфин России 31.01.2012 года проинформировал ФНС России о порядке составления упомянутых ранее документов. Минфин России считает возможным применять «старую» и «новую формы» документов до 1.04.2012. Следуя логике содержания информационного сообщения к порядку вступления в силу постановленияПравительства России N 1137 о форме счёта-фактуры, корректировочного счёта-фактуры и других упомянутых выше документов, связанных с налоговым учётом, необходимо применить правило ст. 5 НК РФ о порядке вступления в силу — не ранее чем в течение следующего за датой публикации нормативного правового акта налогового периода (в данном случае не ранее 1 апреля 2012 года). Это довольно-таки странно, учитывая упомянутые положения переходного периода, позволяющего применять установленный ранее порядок формирования документов (составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж) несмотря на прямое упоминание, в частности, нового реквизита счёта-фактуры в ст. 169 НК РФ. В то же самое время Минфин России, вероятно, не дал указаний, обязательных к применению ФНС России в смысле пп. 5 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ.

Для установления срока начала действия рассматриваемого постановления Правительства России необходимо учитывать позицию ВАС РФ в решении по заявлению «Агентства Налоговых Поверенных» о признании недействующими отдельных положений приказа ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ (решение ВАС РФ от 28.07.2011 года N ВАС-8096/11). Из текста мотивировочной части судебного акта следует, что да, придание обратной силы невозможно, но и ст. 5 НК РФ на порядок вступления в силу документов, связанных с налоговым контролем, не распространяется. Следует учитывать и давнее отношение КС РФ к дате фактического выхода в свет, опубликования печатного издания, являющегося официальным. Поэтому, вероятно, вопрос о дате начала составления счёта-фактуры «по новой форме» остаётся по меньшей мере дискуссионный.

Новые счета-фактуры в схемах и иллюстрациях (сборник статей под редакцией к.ю.н. А.В. Брызгалина)

2.2. Налоговые последствия (НДС) при изменении цены в ходе исполнения договора. Корректировочный счёт-фактура

Краткое описание характера изменений. Уточнение порядка определения налоговой базы при изменении ключевых показателей после даты реализации. Появление корректировочного счёта-фактуры. Пункт 10 ст. 154, абзац третий п. 3 ст. 168, абзац третий п. 1, абзацы первый и третий п. 2, п. 5.2 ст. 169, п. 10 ст. 172 НК РФ.

Необходимость выставления корректировочного счёта-фактуры при изменении стоимости (тарифа) отгруженного товара (оказанной услуги, выполненной работы, переданного имущественного права) и (или) уточнения количества (объёма) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав). Факт упомянутого изменения стоимости или количества ранее приобретённого товара (оказанной услуги, выполненной работы, переданного имущественного права) может быть основанием для применения налогового вычета или необходимости восстановления суммы налога (в том числе ранее принятого к вычету).

Корректировочный счёт-фактура выставляется в течение пяти календарных дней, начиная со дня составления первичного документа, подтверждающего согласие покупателя на изменения стоимости.

Корректировочный счёт-фактура должен содержать сведения, предусмотренные п. 5.2 ст. 169 НК РФ. Форма корректировочного счёта-фактуры утверждается Правительством России, а электронный формат счёта-фактуры, выставляемого в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в порядке, предусмотренном Минфином России, устанавливается ФНС России.

Изменение в сторону увеличения стоимости (без учёта налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (выполнены работы, оказаны услуги), передача имущественных прав.

2.3. Оплата товара в иностранной валюте. Налоговая база НДС

Краткое описание характера изменений. Уточнение порядка определения налоговой базы при расчётах в иностранной валюте. П. 4 ст. 153 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы при оплате товаров (работ, услуг, имущественных прав) в иностранной валюте считается день отгрузки. При этом расчёт налогооблагаемой базы в рублях проводится с использованием официального курса, установленного ЦБР. При последующей оплате налоговая база не корректируется.

Возникающие у налогоплательщика-продавца суммовые разницы учитываются в составе внереализационных расходов (доходов) по налогу на прибыль организаций.

2.4. Правило «пяти процентов» и раздельный учёт операций с НДС у продавца

Краткое описание характера изменений. Совершенствование администрирования. Абзац девятый п. 4 ст. 170 НК РФ.

Налогоплательщики (в том числе продавцы, агенты) могут не вести раздельный учёт облагаемых и необлагаемых НДС операций в случае, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) не превышает пяти процентов общей величины таких расходов.

2.5. Заявительный порядок возмещения НДС

Краткое описание характера изменений. Совершенствование администрирования. Изменения ст. 176.1 НК РФ.

Уточнён заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Изменение коснулось возможности возмещения налога до проведения камеральной проверки.

Подробнее см. Заявительный порядок возмещения НДС\\ Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2011.

2.6. Уточнение списка освобождаемых от НДС операций

Краткое описание характера изменений. Расширение и уточнение налоговых льгот. Пункты второй и третий ст. 149 НК РФ

Расширен и уточнён список освобождаемых от налогообложения операций, в том числе по реализации товаров (работ, услуг), а также передаче (выполнению, оказанию услуг) для собственных нужд на территории России.

2.7. Освобождение от НДС отдельных операций государственных учреждений

Краткое описание характера изменений. Налоговая льгота. Подпункты 4.1, 5, 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ введены Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ.

С 2012 года не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казёнными учреждениями, а также финансируемыми из бюджета соответствующего уровня в рамках выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями.

С 2012 года не признаются объектом налогообложения безвозмездная передача объектов основных средств органами власти и управления, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Для применения льготы передача имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала должна осуществляться жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ.

2.8. Исполнения договора с иностранным контрагентом

Краткое описание характера изменений. Упрощён порядок подтверждения нулевой ставки при совершении экспортно-импортных операций. Изменения в ст. 165 НК РФ.

Отменено условие о представлении выписки банка о зачислении выручки за реализованный товар (припас) иностранному контрагенту, о предоставлении выписки со счёта налогоплательщика в российском банке о поступлении денежных средств в счёт оплаты от резидента особой экономической зоны, а также о представлении выписки банка о поступлении денежных средств от покупателя для оплаты услуг по международной перевозки товаров на счёт в российском банке.

Читайте также:  Административные регламенты Федеральной налоговой службы

 

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Изменения 2012

3.1. Отчётность по НДФЛ

Краткое описание характера изменений. Новая форма и формат декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ). Уточнённая форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ).

Утверждение новых редакций налоговых деклараций, их электронных форматов связано в том числе с возвращением в 2011 году функции утверждения таких форм ФНС России, периодическим изменением налогового законодательства и невозможностью внесения изменений в приказы Минфина России, утверждавшие отдельные действовавшие ранее формы налоговых деклараций.

О необходимости сообщить в налоговый орган до 31 января 2012 года о невозможности удержания налога налоговым агентом см. Фомичёва Л.П. «Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации, начиная с 2011 года».

Налоговые агенты вправе представлять в налоговый орган по месту своего учёта справку 2-НДФЛ лишь в бумажном виде, если количество налогоплательщиков, с доходов которых удерживался налог, составляет до десяти человек. В ином случае налоговые агенты обязаны представить до 1 апреля 2012 года в налоговый орган упомянутую справку в электронном формате с использованием телекоммуникационных каналов связи (абзац второй п. 2 ст. 230 НК РФ).

3.2. Компенсация в связи с увольнением руководителей организации

Подлежит налогообложению НДФЛ часть денежных выплат в связи с увольнением руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера организации, состоящих из выходного пособия, среднемесячного заработка на период трудоустройства и компенсации, превышающая трёхкратный размер среднемесячного заработка (в местностях Крайнего Севера — шестикратный размер).

3.3. Отмена стандартного налогового вычета

Краткое описание характера изменений. Ликвидация одного из стандартных налоговых вычетов. Утратил силу пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Отменён стандартный налоговой вычет, предусматривавшийся пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ в размере 400 рублей до месяца, в котором совокупный доход налогоплательщиков, не упомянутых в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ (в частности, ветераны ВОВ и «чернобыльцы»), подсчитанный нарастающим итогом с начала года, не превысил 40000 рублей.

Фактически этот стандартный налоговый вычет устанавливал необлагаемый налогом минимальный доход и позволял налогоплательщикам, имеющим низкий доход, не выплачивать в бюджет 52 рубля ежемесячно.

3.4. Увеличение стандартного налогового вычета на ребёнка

Краткое описание характера изменений. Увеличение одного из стандартных налоговых вычетов. Подпункт четвёртый п. 1 ст. 218 НК РФ.

На 400 рублей увеличен стандартный вычет на первого и второго ребёнка до 1 400 рублей на каждого. Вычет действует до месяца, когда доход налогоплательщика, подсчитанный налоговым агентом (налогоплательщиком, обязанным уплачивать налог самостоятельно) нарастающим итогом с начала года, превысит 280000 рублей (величина лимита не изменилась).

Изменения распространяются на правоотношения с 1 января 2011 года, им придана обратная сила. Вопрос о способе возврата из бюджета и статусе уплаченных налоговыми агентами сверх необходимого на сегодняшний момент сумм налога на доходы физических лиц является спорным.

3.5. Сделки РЕПО с ценными бумагами

Краткое описание характера изменений. Уточнение порядка определения налоговой базы для отдельных операций. Изменения ст. 214.3 НК РФ.

Уточняется порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

3.6. Наследование накоплений на индивидуальном лицевом счёте в негосударственном пенсионном фонде

Краткое описание характера изменений. Устранение несбалансированности. Новая редакция пп. 48 п. 1 ст. 217 НК РФ, действие нормы распространяется на правоотношения с 1 января 2011 года.

Уточнено, что при выплате негосударственным пенсионным фондом сумм, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта пенсионного страхования, правопреемникам застрахованных лиц НДФЛ не удерживается.

Ранее норма позволяла избежать налогообложения НДФЛ лишь при аналогичной выплате, произведённой Пенсионным фондом России.

3.7. Доходы иностранцев. Авансовый платёж НДФЛ

Краткое описание характера изменений. Увеличение гибкости расчёта величины авансового платежа. Пункт 3 ст. 227.1 НК РФ.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц в авансовом порядке.

Ставка авансового платежа в июле 2010 года была определена в 1000 рублей в месяц. С 1 января 2012 года эта величина подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, отражающий динамику потребительских цен (последовательное умножение базовой величины на все установленные для предшествующих лет коэффициенты-дефляторы). Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит опубликованию в порядке, установленном Правительством России. Наиболее вероятно, этот коэффициент для 2012 года пока так и не установлен.

 

4. Налог на прибыль организаций. Изменения 2012

4.1. Стоимостный лимит при приобретении исключительного права

Краткое описание характера изменений. Устранение несбалансированности. Изменения пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы на приобретение исключительного права (например, на компьютерную программу) стоимостью менее величины, установленной для ценового критерия признания имущества амортизируемым (40000 рублей), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В 2010 году величина составляла 20000 рублей.

4.2. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИР-НИОКР)

Краткое описание характера изменений. Совершенствование администрирования, установление определённости элементов налогообложения. Налоговое стимулирование приоритетных направлений создания продуктов инновационной деятельности. Редакция ст. 262 НК РФ

Переработаны критерии отнесения экономически обоснованных и документально подтверждённых расходов к расходам на НИР-НИОКР. Устранён примерный перечень расходов, а для отдельных расходов, точная детализация которых затруднительна, установлены числовые ограничители доли в расходах соответствующего вида.

Налогоплательщик, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному постановлением Правительства России от 24.12.2008 N 988 (с изм. от 13.10.2011), при предоставлении в налоговый орган отчёта о выполненных НИР-НИОКР (одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором работы завершены) вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов отчётного (налогового) периода, в котором завершены эти работы (исследования, разработки, их этапы), в размере затрат, предусмотренных пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ,с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Подробнее см. Расходы на НИОКР\\ Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2011.

4.3. Налоговый учёт. Срок полезного использования нематериального актива (НМА)

Краткое описание характера изменений. Совершенствование администрирования. Абзац второй п. 2 ст. 258 НК РФ.

Установлено изъятие из общего правила, устанавливающего необходимость определения срока полезного использования исходя из срока действия исключительного имущественного права (например, срока действия патента), а при невозможности определения срока полезного использования — исходя из десяти лет. Так, по нематериальным активам, указанным в пп. 1 — 3, 5, 6 абзаце третьем п. 3 ст. 257 НК РФ (то есть всем перечисленным в открытом перечне объектов НМА для целей налогообложения прибыли организаций, за исключением товарных знаков (знаков обслуживания) и фирменных наименований), налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

По существу изъятие, касающееся большинства наиболее распространённых объектов НМА, превратилось в дополнительную общую возможность, корреспондирующую, видимо, необходимости документального обоснования определения налогоплательщиком срока полезного использования.

4.4. Появление института «консолидированной группы налогоплательщиков»

Краткое описание характера изменений. Новая глава 3.1 НК РФ. См. ранее.

4.5. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИР-НИОКР)

Краткое описание характера изменений. Стимулирование деятельности с помощью отсрочки платежа в бюджет. Новая ст. 267.2 НК РФ.

Налогоплательщики вправе создавать резерв предстоящих расходов на каждое научное исследование и (или) опытно-конструкторскую разработку, на основании утверждённых налогоплательщиком программ НИОКР, на срок в пределах выполнения программы, но не более двух лет, и обязательно фиксируя своё решение (в том числе срок существования резерва) в учётной политике для целей налогообложения. Средства, формирующие резерв, признаются прочими расходами на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 267.2, подп. 39.3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Предельный размер отчислений установлен п. 3 ст. 267.2 НК РФ, но в то же время обоснованные затраты сверх величины резерва учитывается как расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в соответствии со статьями 262 и 332.1 НК РФ. Неиспользованные остатки резерва подлежат восстановлению в качестве внереализационного дохода периода, в котором был сформирован резерв.

Читайте также:  Единый социальный налог

4.6. Резерв предстоящих расходов на предпринимательскую деятельность некоммерческой организации

Краткое описание характера изменений. Стимулирование деятельности с помощью отсрочки платежа в бюджет. Новая ст. 267.3 НК РФ.

Некоммерческие организации, являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль (за исключением госкорпораций, государственных компаний, объединений юридических лиц) могут создавать резервы предстоящих расходов, учитываемых при определении налоговой базы, на ведение предпринимательской деятельности.

Размер создаваемого резерва определяется на основании разработанных и утверждённых налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий три календарных года. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20 процентов от суммы доходов отчётного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы.

Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчётного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком для осуществления расходов, предусмотренных сметой расходов, подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на последнее число налогового (отчётного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов.

 

5. Акцизы. Ставки акцизов 2012

Краткое описание характера изменений. Изменение ставки налогам. П. 1 ст. 193 НК РФ.

Увеличены ставки акцизов (этиловый спирт, алкогольная продукция, табачная продукция, бензин), в том числе последовательное увеличение с 1 января 2012 и с 1 июля 2012 года.

 

6. Налог на имущество организаций 2012

6.1. Формы налоговой отчётности (декларация, авансовый расчёт)

Краткое описание характера изменений. Новая форма, электронный формат декларации по налогу на имущество организаций (КНД 1152026) и форма авансового расчёта (КНД 1152028). Приказ ФНС России от 24.11.2011 года N ММВ-7-11/895.

Применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2011 года и налоговых расчётов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за первый квартал 2012 года.

6.2. Налоговое освобождение энергоэффективных объектов

Краткое описание характера изменений. Налоговая льгота. П. 21 ст. 381 НК РФ.

В течение трёх лет со дня постановки на учёт освобождаются от налогообложения следующие «вновь вводимые» объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность:

— в соответствии с перечнем таких объектов, установленным постановлением Правительства России от 12.07.2011 г. N 562;

— имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Подробнее см. Налог на имущество\\ Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2011. — «АйСи Групп», 2012 г.

 

7. Земельный налог. Налоговая декларация и электронный формат 2012

Краткое описание характера изменений. Новая форма и электронный формат налоговой декларации — КНД 1153005. Приказ ФНС от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 9 декабря 2011 г.)

Редакционные изменения затронули все три листа налоговой декларации. Основные уточнения коснулись Раздела 1 в части исчисления суммы авансовых взносов налога, а также Раздела 2 в части наименований строк. Применяется для представления отчётности за 2011 год.

 

8. Упрощённая система налогообложения (УСН). Обязательные страховые взносы в ПФР и ФФОМС предпринимателя «за себя» 2012

Краткое описание характера изменений. Предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения с объектом «доход», в некоторых случаях в полном объёме вычитают из общей суммы налога (авансовой части налога) величину ранее оплаченных обязательных страховых взносов в ПФР и ФФОМС. Абзац второй пункта третьего ст. 346.21 НК РФ дополнен предложением.

С 2012 года индивидуальные предприниматели при расчёте налога уменьшают его сумму (сумму авансового платежа) на расходы по оплате обязательных страховых взносов в ПФР и ФФОМС «за себя» при одновременном выполнении следующих условий:

— применяют УСН с объектом налогообложения «доход»;

— не выплачивают вознаграждений физическим лицам*. К сожалению, из формулировки новеллы неясно, в течение какого временного периода не должны выплачиваться вознаграждения для выполнения этого условия (например, в течение налогового или отчётного периода, за который происходит оплата налога или может быть за весь период деятельности ИП, за три года);

— перечисляют страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (величина МРОТ на 1 января года, за который производится оплата, умноженная на 12 и на процентную ставку взносов в ПФР или ФФОМС соответственно).

В остальных случаях сумма налога (аванса), как и ранее, не может быть уменьшена более чем на 50% на расходы индивидуального предпринимателя, связанные с оплатой обязательных страховых взносов в ПФР и ФФОМС, в том числе за застрахованных лиц, являющихся работниками этого лица.

Следует отметить, что уменьшение итогового размера налога к оплате (или авансового платежа) на величину расходов по обязательному страхованию в ПФР и ФФОМС является не возможностью (налоговой льготой), а составляет часть порядка расчёта единого налога, производимого налогоплательщиком самостоятельно. Также нужно помнить, что норма рассматриваемого п. 3 ст. 346.21 НК РФ касается лишь обязательных страховых взносов в ПФР и ФФОМС и не связана с возможными расходами при добровольном вступлении в правоотношения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (платежи в ФСС).

В ряде разъяснений Минфина России (в частности, письма Минфина России от 3.04.2012 г. N 03-11-11/117, 26.03.2012 г. N 03-11-11/96, 27.02.2012 г. N 03-11-09/10), данных по запросу отдельных налогоплательщиков, приводится мнение, что рассмотренная новелла распространяется и на индивидуальных предпринимателей, применяющих вид упрощённой системы налогообложения — «на основе патента». Вместе с тем, полагаем, что «патентная система» является налогом не на фактический доход как это необходимо для применения п. 3 ст. 346.21 НК РФ, а предполагаемая, вменённая доходность, установленная в виде неопровержимой презумпции, то есть наличия этого дохода даже в случае, когда по итогам налогового периода его фактически не было.

 

9. Налог на игорный бизнес. Новый объект налогообложения в 2012 году

Краткое описание характера изменений. Терминологические уточнения, вызванные изменениями законодательства о проведении азартных игр. Редакция ст. 365, п. 1, 2 ст. 366 НК РФ.

В течение 2011 года в Федеральный закон от 29.11.2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» было внесено несколько поправок, результатом которых, в частности, является то, что организатором азартной игры может быть лишь юридическое лицо, введены термины «процессинговый центр» тотализатора, букмекерской конторы, пункт приёма ставок тотализатора, букмекерской конторы (включающий кассу для приёма ставок), являющиеся частью игорного заведения организатора азартных игр. Эти уточнения были отражены в налоговом законодательстве. Налогоплательщиком по региональному налогу на игорный бизнес может быть лишь юридическое лицо, объектами налогообложения стали упомянутые структурные подразделения организатора азартных игр, находящиеся в пределах территории игорного заведения.

 

_____________________________

 

* Формулировка рассматриваемой новеллы представляет не вполне точной, так как буквальный смысл подразумевает, что рассмотренный выше порядок, при котором из суммы налога в полной мере вычитается величина страховых взносов в ПФР и ФФОМС, определённая исходя из стоимости страхового года, не применяется и в случае, если «иные вознаграждения физическим лицам» были вознаграждениями другим гражданам (иностранцам, лицам без гражданства), зарегистрированным в качестве индивидуальным предпринимателей (в том числе в ходе исполнения договора простого товарищества).