Земельный налог

1. Вопрос: В каком порядке облагаются земельные доли, и кто является плательщиком земельного налога при сдаче их в аренду?

Ответ. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (изменениями и дополнениями) использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Статьями 44 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика, который обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Указом Президента Российской Федерации от 07.03.96 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» установлено, что при передаче земельной доли в аренду или в пользование земельный налог по договору с собственником может выплачиваться арендатором или пользователем.

Следовательно, в договорах с собственниками земельных долей, заключенных в соответствии с требованиями данного Указа, может быть предусмотрена обязанность внесения арендаторами (сельскохозяйственными организациями) земельного налога за соответствующих физических лиц из средств, подлежащих выплате указанным физическим лицам – собственникам земельных долей. При отсутствии в договорах условий об обязанности внесения арендаторами земельного налога за собственников земельных долей, каждый собственник земельной доли  самостоятельно исполняет обязанность по уплате земельного налога.

Таким образом, законодательно не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога собственников земельных долей (физических лиц), при передаче принадлежащих им на праве собственности земельных участков в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям, перешедшим на уплату ЕСХН.


2. Вопрос:
 
Организация является плательщиком ЕСХН в 2002, 2003, 2004 годах. Должна ли организация уплачивать земельный налог за земли, сданные в аренду предпринимателям, которые также являются плательщиками ЕСХН?

Ответ. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются  ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

С 01.04.2002г. по 01.01.2004г. сельхозтоваропроизводители, в целях реализации норм главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2001г.  № 187-ФЗ) за земли, находящиеся в собственности или владении, земельный налог не уплачивали, поскольку уплата ЕСХН организациями предусматривала замену для них совокупности налогов и сборов, кроме указанных в статье 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

С 01.01.2004 года, плательщиками, перешедшими на уплату ЕСХН в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998г. № 147-ФЗ, в обязательном порядке должен исчисляться и уплачиваться земельный налог на основании п.3 статьи 346.1 Закона.

Аренда — это отдельный вид деятельности, который регулируется Гражданским кодексом РФ, при этом, арендная плата не является ни налогом, ни сбором.
Исходя из норм земельного законодательства и, в соответствии  с налоговым учетом, при передаче организацией земель в аренду уплату земельного налога в бюджет должна производить организация – арендодатель.


3. Вопрос:
 
У ликвидируемого предприятия земельный участок числился в аренде. Часть производственных объектов была передана другому предприятию, причем земельный участок под этими объектами новым предприятием не оформлен ни в собственность, ни в аренду. Какой платеж следует доначислить в ходе проверки предприятия: налог на землю или арендную плату за землю?

Ответ. Используя землю в хозяйственных целях, землепользователь обязан получить документ о праве пользования землей.

Однако отсутствие документа о праве пользования землей,  получение которого зависит исключительно от волеизъявления  самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю, как одной, из установленных земельным законодательством, формы платы за землю, поскольку не заключен договор аренды на эти площади.

Данная норма подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 № 7486/01.
Иное толкование статьи 15 Закона РФ «О плате за землю» позволило бы землепользователю уклоняться от получения правоудостоверяющих документов и осуществлять бесплатное землепользование.

Таким образом, при отсутствии вышеназванных документов производится исчисление налога в соответствии с данными по фактически занимаемым землям, на основании правоустанавливающих документов и справок районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, подтверждающих факт пользования.

Вместе с тем, еще одна норма важна при переходе земельного участка от одного лица к другому для определения момента уплаты земельного налога новым владельцем, собственником или пользователем.

В редакции изменений и дополнений № 2 (Приказ МНС РФ от 12.04.2002 № БГ-3-21/197) Инструкции МНС РФ от 21 февраля 2000 № 56 «По применению Закона РФ «О плате за землю», в соответствии с которой, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (п. 1.ст. 35 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, с момента перехода объектов недвижимости другому лицу, у последнего возникает обязанность по уплате либо земельного налога, либо арендной платы, если заключен договор аренды.


4. Вопрос:
 На основании каких документов осуществляется постановка на налоговый учет собственников земельных паев? Обязательно ли при этом иметь свидетельство на право собственности, выданное Регистрационной палатой или достаточно первоначального свидетельства, выданного земельным комитетом?

Ответ. Статьей 15 Закона «О плате за землю» определено, что основанием для установления платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком:государственный акт, свидетельство о праве собственности или договор аренды.

Правоустанавливающим документом на землю может служить и договор аренды имущества по основаниям, изложенным в статье 16 Закона РФ «О плате за землю» и статье 652 (п. 2) ГК РФ. Данная норма подтверждается арбитражной практикой ( постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 2002 № 5378/02).

Читайте также:  Упрощенная система налогобложения

Документы, удостоверяющие право на землю, должны быть в обязательном порядке зарегистрированы до 1.01.99 года — территориальными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, и с 01.01.99 – территориальными органами юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


5. Вопрос: 
Согласно договору аренды земельного пая земельный налог уплачивается арендатором. Является ли данная сумма доходом физического лица – собственника земельной доли и какова методика налогообложения НДФЛ?

Ответ. Да, является. Собственники земельных паев обязаны представлять налоговые декларации по НДФЛ и уплачивать налог (13% от суммы заявленного дохода).


6. Вопрос: 
В каком размере в 2004 начисляется земельный налог для застройщиков городской и сельской местности ?

Ответ. С 1 января 2005 года вступает в силу Федеральный закон от 20.08.2004 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона РФ «О плате за землю», в соответствии с которым с 1 января 2000 года налог за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа или 57,02 копейки за квадратный метр в условиях 2004 года. Перерасчет земельного налога за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, будет производиться налоговыми органами за три предшествующих года, т.е. за период 2002-2004г.г.

Одновременно сообщаем, что с внесением изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ (глава 31 «Земельный налог») статьей 4 установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.


7. Вопрос:
 Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают водопользователей в 2005 году?

Ответ. Вступление в силу с 1 января 2005 года новой главы 25.2 Налогового кодекса (далее – Кодекс) Российской Федерации «Водный налог», отменяет нормы Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

В соответствии со статьей 333.8 Кодекса, в категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации, к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Порядок лицензирования специального водопользования установлен Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

Этим Постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта России.

Согласно статье 27 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии на водопользование. И в этом случае он является налогоплательщиком водного налога.

Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются налогоплательщиками водного налога.

Обращаем внимание, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам статьями 31 и 88 Кодекса.

В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объем забранной воды, объемы рассчитывается, исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.

В отличие от ныне действующего законодательства в объект налогообложения не входит сброс сточных вод в водные объекты и использование акватории водных объектов в целях товарного рыборазведения (статья 333.9 Кодекса). Также не признается объектом налогообложения: забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан; для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан; забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.

Принятая глава не предусматривает возможности предоставлять льготы законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, новой главой Кодекса установлены фиксированные ставки водного налога (а не интервал ставок, как было ранее). Что касается забора воды для водоснабжения населения, то на всей территории Российской Федерации устанавливается единая пониженная ставка — 70 руб. за 1 тыс. кубических метров.

Наличие или отсутствие лицензии не влияет на размер уплачиваемого налога, а данные лицензии на водопользование используются только для определения площади предоставленного водного пространства. Наряду с лицензией для определения размера налоговой базы могут использоваться данные договора на водопользование, а также материалы соответствующей технической и проектной документации.

Таким образом, увеличенные в пять раз ставки буду применяться только в случае осуществления водопользования сверх установленных лимитов.
Налоговым периодом для всех категорий плательщиков будет являться квартал, а не месяц, как было ранее.

Читайте также:  Транспортный налог

Администрирование водного налога будет осуществляться по местонахождению объекта налогообложения.


8. Вопрос:
 В каком порядке имущество организации, переданное по договору доверительного управления, подлежит обложению налогом на имущество?

Ответ. В соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

При этом остаточная стоимость основных средств, находящихся в доверительном управлении в рамках договора доверительного управления имуществом, подлежит включению в налоговую базу организации (учредителя управления) независимо от того, на каких счетах бухгалтерского учета оно учитывается.

Согласно статье 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Статьей 1018 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего.

Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

При осуществлении наличных расчетов в рамках договора доверительного управления ведется отдельная кассовая книга.

Учет основных средств, полученных (переданных) в доверительное управление осуществляется в соответствии Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 97н «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом».


9. Вопрос: 
Распространяется ли действие п. 6 ст. 381 НК РФ на имущество объектов коммунального хозяйства, используемых при оказании коммунальных услуг, источником оплаты которых являются ассигнования из местного бюджета, выделенные на покрытие разницы в ценах? По какому критерию определяется принадлежность объектов к инженерной инфраструктуре жилищного комплекса в целях применения п. 6 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации – в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно – коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

При этом освобождаются от налогообложения только те объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное финансирование на содержание именно этих объектов.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» ценообразование в сфере жилищно-коммунального хозяйства различает такие понятия как цена на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги. В этой связи, возмещение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов разницы в тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.

К расходам по содержанию указанных объектов относятся расходы, связанные непосредственно с определенными жилищным законодательством обязанностями по обеспечению сохранности жилищного фонда и подержанию его в эксплуатационном состоянии. При определении вышеуказанных расходов необходимо учитывать положения Постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 »Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Следовательно, в случаях выделения из бюджета ассигнований на покрытие разницы в тарифах на оказываемые коммунальные услуги финансирование самих объектов жилищного фонда или инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не осуществляется.

При отсутствии финансирования на содержание объектов жилищного фонда или инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса налог на имущество организаций уплачивается в общеустановленном порядке.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации в понятие «инженерная инфраструктура» включается комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования.

Пунктом 13 Инструкции «О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 определено, что к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети – водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры, расположенные в границах земельных участков жилых зон.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11.11.2003 № 139-ФЗ, пункт 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу с 1 января 2006 года.


10. Вопрос: 
Имеют ли право детские оздоровительные лагеря, не имеющие лицензии на медицинскую деятельность,  использовать льготу по налогу на имущество в соответствии с п. 7 ст. 381. Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Указанная льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности, при условии использования основных средств социально — культурной сферы  (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями.

Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота, необходимо понимать основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса, объединенных единым функциональным и организационным предназначением для ведения организацией указанных выше видов деятельности.

При определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы нужно руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Группировки объектов в ОКОФ сформированы по видам деятельности, которые осуществляются с использованием этих объектов, и по видам производимых в результате этой деятельности продукции и услуг.

Читайте также:  Единый социальный налог

Следовательно, детские оздоровительные лагеря, при соблюдении вышеперечисленных условий вправе применить льготу по налогу на имущество организаций по п. 7 ст. 381 НК РФ.

Организация в целях правильного исчисления данного налога должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого нельготируемого имущества.

дата публикации: 10 февраля 2005г.

Вопрос: Каков порядок применения льготы по земельному налогу в виде необлагаемой налогом суммы, предусмотренной п.5 ст.391 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), если налогоплательщик владеет несколькими земельными участками, которые расположены  на территории одного или нескольких муниципальных образований?

Ответ: Согласно п.5 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте ст.391 НК РФ.
Если налогоплательщик, имеющий право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, обладает несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму должно осуществляться в отношении только одного из этих участков.
При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить, в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена на не облагаемую налогом сумму, оповестив об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в порядке, предусмотренном п.6 ст.391 НК РФ.
Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы должно осуществляться в отношении каждого из этих участков.

Вопрос: Правомерно ли применить льготу по земельному налогу в виде необлагаемой налогом суммы к земельному участку физического лица, предоставляющего свой земельный участок в аренду?

Ответ: В соответствии со ст.388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Таким образом, лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при передаче земельных участков в аренду остаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, в отношении указанных в п.5 ст.391 НК РФ налогоплательщиков сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленное НК РФ.

Вопрос: Представительным органом муниципального образования установлены льготы по налогу на землю на соответствующей территории для определенных категорий льготников. Какое количество земельных участков, расположенных на территории данного муниципального образования, и принадлежащих одному физическому лицу может быть льготировано, если в нормативном акте муниципального образования это не оговорено?

Ответ: На основании п.2 ст.387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Муниципальные органы при установлении  порядка применения льготы, обязаны также установить количество земельных участков или необлагаемую налогом сумму, подлежащих льготированию. По вопросам, касающимся оснований и порядка применения льготы, необходимо обращаться в представительный орган муниципального образования для разъяснений по применению нормативного правового акта.

Вопрос: Как исчисляется земельный налог по земельному участку с кадастровой стоимостью 900 000 руб. в случае продажи его другому лицу в течение налогового периода (например, 10 февраля)? Кто должен платить земельный налог в таком случае: бывший или новый собственник земельного участка?

Ответ: Из содержания п. 7 ст. 396 НК РФ следует, что если право на земельный участок прекращено до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц  принимается месяц возникновения указанных прав. В этом случае налогоплательщик должен уплатить земельный налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Налогоплательщик (покупатель), у которого возникло право до 15-го числа соответствующего месяца, должен уплатить земельный налог  за  полный месяц, начиная с 1-го числа месяца, возникновения права на земельный участок.
В том случае, если право на земельный участок прекращено после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав и  налогоплательщик должен уплатить налог с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права. Налогоплательщик, у которого возникло право после 15-го числа соответствующего месяца, должен уплатить налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем  возникновения   права на земельный участок.
Согласно заданному вопросу, земельный участок приобретен в собственность 10 февраля, о чем,  должна быть сделана запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 руб. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 1,5 %  на основании подпункта  2 пункта  1 статьи  394 НК РФ.
В этом случае новый собственник (приобретатель) земельного участка должен уплатить налог за 11 месяцев. Коэффициент владения земельным участком на правах собственности за налоговый период (К2) определяется в этом  случае, как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:   К2 = 11 месяцев : 12 месяцев = 0,92.
Сумма налога за налоговый период составит:
900 000 руб. х 1,5% х 0,92 = 12 420 руб.
При этом бывший собственник (продавец) данного земельного участка, право собственности на земельный участок которого, исключено из государственного реестра прав на недвижимое имущество 10 февраля, должен  уплатить земельный налог только за один месяц.